СлабовидящимСлабовидящим

О проектной деятельности в направлении Болонского процесса

Кафедра немецкой филологии активно проявляет интерес к изменениям в системе высшего образования страны. В феврале 2006 г. была подана заявка в Фонд им. Р. Боша на реализацию программы лекторов нового профиля «Менеджмент в образовании». В мае 2006 г. было получено письменное уведомление о включении кафедры немецкой филологии в программу. В сентябре 2006 г. началась деятельность лектора Фонда Аннетт Польк. Прежде всего, была создана рабочая группа, целью которой явилось изучение и постижение принципов Болонского процесса, а также популяризация его идей. На заседании кафедры коллеги выступали с сообщениями, тематика которых сопряжена с содержательным наполнением Болонского процесса («История развития Болонского процесса», «Основные идеи, принципы и механизмы Болонского процесса», «Инновационные процессы в образовании», «Многоуровневая система высшего образования и модуляризация рабочих программ», «Модульная система высшего образования в Европе и система кредитов», «Реализация рекомендаций Болонского процесса (на материале семинара лекторов Фонда им. Р. Боша в Македонии)», «Введение оценивания учебного процесса студентами»).

В перспективный план деятельности рабочая группа включила проекты, тематика которых является наиболее актуальной в контексте Болонского процесса и осуществимой с точки зрения современной деятельности российского вуза:

  • содержание профессиональной подготовки специалистов по языку: описание и систематизация компетенций;
  • обеспечение качества образования как принцип Болонского процесса: оценивание студентами качества преподавания;
  • организация встреч с выпускниками факультета.

Одним из основных моментов модуляризации учебных программ в направлении Болонского процесса является определение компетенций, необходимых для выпускников вуза. Поэтому неслучайно первым проектом кафедры явился проект «Описание компетенций. Систематизация компетенций, необходимых выпускнику Института иностранных языков и литературы».

В результате интенсивной разработки указанного проекта был проведён общеуниверситетский научно-практический семинар по вышеуказанной тематике, которая определила структуру семинара:

  • область профессиональной деятельности;
  • предмет профессиональной деятельности;
  • виды и функции профессиональной деятельности;
  • практическая профессиональная деятельность (бакалавриат);
  • практическая профессиональная деятельность (магистратура);
  • предусмотренные для бакалавра виды и сферы профессиональной деятельности;
  • предусмотренные для магистра виды и сферы профессиональной деятельности;
  • приобретаемые во время обучения на бакалавра компетенции (социальные и личностные качества, общие, экономические и организаторские компетенции, общенаучные компетенции, научно-методические компетенции, общие профессиональные компетенции);
  • приобретаемые во время обучения на магистра компетенции (социальные и личностные качества, общие, экономические и организаторские компетенции, общенаучные компетенции, научно-методические компетенции, общие профессиональные компетенции).

Результатом указанного проекта явилась публикация учебно-методического пособия «Реализация принципов Болонского процесса (из опыта работы)».

В конце 2006/2007 уч. г. на кафедре началась работа по осуществлению второго проекта. Одним из главных механизмов обеспечения качества образования является проведение внутреннего оценивания качества образовательных услуг. Реализация проекта «Обеспечение качества образования как принцип Болонского процесса: оценивание студентами качества преподавания» означает для деятельности института новационный шаг в оценивании студентами деятельности преподавателя. Проведение общеуниверситетского семинара по вышеуказанной тематике подтвердило его актуальность.

Тема семинара определила план его проведения:

  • обеспечение качества образования в рамках Болонского процесса;
  • подготовка и проведение оценивания качества преподавания (составление и рецензирование анкеты, подготовка преподавателей и студентов к проведению оценивания качества, проведение оценивания, подведение итогов и обсуждение результатов оценивания качества преподавания, трудности в проведении указанной процедуры);
  • перспектива проведения оценивания качества преподавания.

Результатом проведения научно-практических семинаров явилось создание рабочих тетрадей, в которых описывается процесс осуществления указанных проектов.

В 2010 г. было проведено 2 международных семинара: встреча-подиум «Пути в профессию: эксперты о перспективах деятельности германистов» и «Болонский процесс: компетенции и модуляризация».

Одной из ключевых идей реформы высшего образования является содействие выпускникам университетов в процессе трудоустройства. Создание условий для успешной интеграции выпускников в современный рынок труда – достаточно сложный вопрос, решение которого требует много времени. Поэтому в настоящее время в Институте началась работа по реализации пилотного проекта «Организация встреч с выпускниками Института». Целью проекта является помощь студентам Института в осознанном приобретении необходимых компетенций, которые помогут будущим выпускникам в становлении их профессиональной деятельности. В течение 2007-2010 гг. проведён ряд встреч с выпускниками Института.

Как показал анализ, подобные встречи играют большую роль как для самих выпускников, так и для студентов и преподавателей. Для первых они являются своего рода самоутверждением в выбранной ими профессии. Для студентов указанные мероприятия служат ориентиром в выборе области будущей профессиональной деятельности, преподавателям помогают выбрать оптимальный способ обучения студентов тем или иным компетенциям, которые будут способствовать их успешному трудоустройству.