Магистратура. 44.04.02 «Психология образования»
Руководитель программы:
д. психол. н., профессор А. А. Баранов.
Степень (квалификация) выпускника
магистр психолого-педагогического образования.
Срок обучения
2 года.
Общая характеристика направления подготовки
Программа подготовки разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования».
Цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного психолога образования, который способен:
- овладеть системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;
- знать формы и методы научного познания, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира;
- осознавать, в условиях развития науки и постоянно изменяющейся социальной практики, собственную психологическую позицию и выбирать оптимальные формы и методы работы;
- проявлять психологическую и научно-методическую готовность к работе в междисциплинарных областях знаний.
Конкретное содержание подготовки магистра психолого-педагогического образования по программе «Психология образования» определяется экономическими, социальными и демографическими особенностями Удмуртской республики.
Правительство Удмуртской республики осуществляет систему мер по поддержке семьи, материнства и детства. Стратегия реализации семейной политики в Удмуртии заключается в актуализации позитивного жизненного потенциала каждой семьи. Основная цель семейной политики в Удмуртской республике — профилактика негативных и поддержка позитивных социальных процессов. Для достижения этой цели создана и развивается сеть учреждений по оказанию социально-психологической помощи населению. Особое место в деятельности этих учреждений отводится психологам образования.
Описание основной образовательной программы
Магистерская программа «Психология образования» предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общенаучный цикл, включающий дисциплины: Философия и методология науки; Методология и методы организации научного исследования.
- профессиональный цикл, включающий дисциплины базовой части: научные исследования профессиональной деятельности; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды и др.;
- профессиональный цикл, включающий, такие дисциплины вариативной части как: технологии психологической помощи детям и подросткам; Инновационные образовательные технологии; Психолого-педагогическая поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;
- профессиональный цикл, включающий, например, такие дисциплины по выбору как: различные парадигмы образования в России и за рубежом; консультирование по проблемам развития; проектирование и экспертиза образовательных систем.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) составляющую. Вариативная (профильная) часть дает возможность для углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей) и позволяет магистранту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности.
Практика. Предприятия
Практика обеспечивает необходимый уровень практической подготовки выпускника-магистра к профессиональной деятельности. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся на базе образовательных учреждений различных типов и видов, психолого-педагогических, медико-социальных центров, учреждений социальной поддержки детства. Практики проводятся в МБУ «Городской центр психолого-педагогической помощи населению», МБУ "Центр социальной помощи семье и детям «Теплый дом», СОШ 77, СОШ № 81 и №83 г. Ижевска.
Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях
В учебном процессе постоянно происходит сотрудничество с различными организациями системы образования (министерство образования и науки Удмуртской республики; различные дошкольные образовательные учреждения; учреждения общего образования и т.д.); с различными научными учреждениями (например, Психологический институт РАО), с социальными службами (Центры социальной помощи семье и детям г. Ижевска, Министерство социальной защиты Удмуртской республики), с правоохранительными структурами (УФСИН по Удмуртской республике, МВД по Удмуртской республике). Преподаватели кафедр и магистранты принимают активное участие во Всероссийских и международных конференциях (так за последние три года — они приняли участие в более чем 100 конференций различного уровня).
Международное сотрудничество
На сегодняшний день преподаватели дисциплин и будущие магистры имеют возможность установления международного сотрудничества с зарубежными партнерами (например, университет г. Турку в Финляндии, университет г. Брно в Чехии, свободный университет г. Берлина в Германии). Сотрудничество происходит в форме организации практики или совместных научных исследований.
Под руководством доцента Э. Р. Хакимова, будущие магистры, обучающиеся по магистерской программе, — активно участвуют в зарубежных научных конференциях в Эстонии, Финляндии, Дании и Италии.
Кадровое обеспечение учебного процесса
Профессорско-преподавательский состав, осуществляющий подготовку магистров, включает в себя преподавателей двух кафедр: кафедры психологии развития и дифференциальной психологии и кафедры педагогики и педагогической психологии.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс, по данной образовательной программе составляет 100%.
Ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора имеют 25 % преподавателей.
К образовательному процессу привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений (так, например, в состав ГАК входит зам. министра образования и науки Удмуртской республики к.п.н. И. Н. Белозеров; занятия проводят директор института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ д.психол.н., профессор А. А. Баранов и ректор Академии образования УР, д.п.н., профессор Н. Ю. Ерофеева).
Активное участие в реализации программы принимают участие доценты Т. Ф. Вострокнутова и А. С. Сунцова. Вместе с А. А. Барановым они являются членами Экспертного совета при Министерстве образования и науки Удмуртской республики.
Доцент А. Р. Кирпиков, который также принимает активное участие в подготовке магистров, является Председателем республиканской экспертной группы по аттестации педагогов-психологов при министерстве образования и науки Удмуртской республики.
Доцент Э. Р. Хакимов является одним из известных в России специалистов в области поликультурного образования.
Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Состояние материально-технической базы характеризуется следующими показателями:
- наличие материально-технической базы, достаточной для качественной подготовки магистра, которая систематически обновляется;
- максимально в учебном процессе используется учебно-лабораторное оборудование;
- новые технологии обучения полностью обеспечены новейшими техническими средствами (компьютеры, видеотехника и др.);
- наличием уникальных установок, используемых в учебном процессе (например, наличие собственного полиграфа).
Сотрудничество с научными учреждениями
Руководитель программы д. психол.н., профессор А. А. Баранов — является основателем научной школы «Психолого-педагогическое обеспечение безопасности личности в образовательной среде»; Его школа активно и плодотворно сотрудничает с научно-методическими сообществами/школами ведущих российских и зарубежных вузов. Профессор А. А. Баранов является членом УМО по психолого-педагогическому образованию. Кроме того, проф. А. А. Баранов является членом экспертного совета по аттестации ВУЗов при МОиН РФ. Преподаватели и будущие магистры активно сотрудничают с Академией гос. службы при президенте РФ (член-кор. РАО, профессор А. А. Реан); с лабораторией возрастной психогенетики ПИ РАО (член-кор. РАО, и.о. директора ПИ РАО, профессор С. Б. Малых); с кафедрой психогенетики МГУ, возглавляемой член-кор. РАО профессором М. С. Егоровой; с лабораторией Психологии саморегуляции ПИ РАО (проф. А. К. Осницкий).
Возможности продолжения образования
На кафедре создана и активно развивается научная школа доктора психологических наук, профессора А. А. Баранова — «Психолого-педагогическое обеспечение безопасности личности в образовательной среде». Студенты, завершившие обучение по программе «Психология образования», — имеют возможность продолжить свое обучение в аспирантуре по специальности 130001 «Общая педагогика. История педагогики и образования» и 190007 «Педагогическая психология»; Помимо этого, сегодня ведется подготовка к открытию аспирантуры по специальности 10.00.13 «Психология развития. Акмеология», в которой также могут продолжить обучение будущие магистры.
Виды профессиональной деятельности
В соответствии с ФГОС ВПО выпускник должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:
- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
- образовательная деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- научно-методическая деятельность;
- организационно-управленческая деятельность.
В соответствии с запросами рынка труда выпускник магистратуры подготовлен к профессиональной деятельности психолога образования.
Трудоустройство
В соответствии с ФГОС ВПО, областью профессиональной деятельности является
- образование;
- социальная сфера;
- здравоохранение;
- культура.
Магистры психолого-педагогического образования востребованы в образовательных учреждениях различного типа, в Центрах психолого-педагогической помощи населению и в других государственных и муниципальных организациях, где необходима деятельность психолога. Помимо учреждений образования наши выпускники успешно работают в качестве психолога в различных социальных службах, в системе УФСИН, МВД и здравоохранения.
Контакты:
Адрес: 426034 Ижевск, ул. Университетская 1, УдГУ, корпус 6, кабинет 001, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии
Телефон: 8(3412) 916127
e-mail: kaf-psyhology-razvitia232@mail.ru
Рожина Светлана Валерьевна