Бакалавриат. 44.03.05 «Педагогическое образование»
Профили подготовки:
"Технология и информатика".
Срок обучения
очная — 5 лет.
Возможность обучения по сокращенным программам:
Форма и срок обучения: заочная 3,5 года;
Уровень предыдущего образования: СПО, ВПО.
Профили подготовки: технология.
Общая характеристика направления подготовки
Направление подготовки «Педагогическое образование» по совмещенным профилям «Технология» и «Информатика» удачно сочетает психолого-педагогическое, IT (программист, системный администратор, разработчик мультимедийных продуктов), инженерное и финансово-экономическое направления.
В соответствие с образовательным стандартом, ведется подготовка учителя по двум профилям: технология и информатика, который в отличие от других учителей не только знает, но и многое умеет, что очень важно в реальной жизни. На это направлена вся программа обучения студентов.
Обучение построено на теоретическом изучении и практическом освоении:
- естественных и технических наук в областях информатики и вычислительной техники, машиностроения, приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, сельского хозяйства, транспорта;
- комплекса психологических, педагогических и методических дисциплин, связанных с работой в школьных и внешкольных детских коллективах;
- информатики и программирования, информационных технологий, аудио-, видео- и вычислительной техники, современных средств связи, глобальной сети Internet;
- основ исследовательской и проектной деятельности, технического творчества, изобретательства;
- иностранного языка, философии, истории, культуры, социологии, права и др.;
- основ экономики и предпринимательской деятельности;
- технологий ремесел и промыслов, обработки ткани, приготовления пищи, изготовления изделий из металла, древесины, керамики и др.
Обучение проводится по нескольким направлениям: (выбор осуществляет сам студент):
- информатика и вычислительная техника;
- техника и техническое творчество;
- моделирование и конструирование электро- и радиотехнических устройств;
- конструирование и моделирование одежды;
- декоративно-прикладное творчество и мастерство.
По окончании учебы выпускники специальности получают диплом о высшем профессиональном образовании и могут работать в образовательных учреждениях любого уровня. Выпускники будут востребованы не только в образовании и научно-исследовательской деятельности, они всегда найдут применение полученным знаниям и умениям в бизнесе, на производстве, сфере услуг.
Получив диплом о высшем образовании, такой выпускник сможет легко сориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной экономики, в отличие от выпускников, которые обучались только по одному профилю.
Выпускники направления подготовки «Педагогическое образование» по совмещенным профилям «Технология» и «Информатика» могут работать в:
- образовательных учреждениях всех уровней — школа, система дополнительного образования, училище, техникум, ВУЗ (педагог, преподаватель, преподаватель специальных дисциплин, мастер производственного обучения, менеджер образования),
- области IT-технологий (программист, системный администратор, разработчик мультимедийных продуктов),
- предпринимательской сфере (знания, полученные во время учебы, дают возможность самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли — торговля, производство и услуги, создание и продвижение современных IT- продуктов),
- производственной сфере (технологом, мастером, конструктором, инженером),
- финансово-экономической (банковской и консалтинговой) отраслях.
Студенты ежегодно участвуют в работе студенческой научной конференции. Лучшие работы публикуются в научных сборниках. Студенты являются лауреатами и победителями российских и международных конкурсов (Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ, международный конкурс — Будущие АСы компьютерного 3D-моделирования, Всероссийская студенческая олимпиада по методике профессионального обучения).
Описание основной образовательной программы
Студенты в процессе обучения осваивают следующие дисциплины: История; Философия; Иностранный язык; Экономика образования; Педагогическая риторика; Иностранный язык в профессиональной деятельности; Инноватика; Общая технология; Защита прав интеллектуальной собственности; История техники и технологическая культура; Профессиональная этика; Образовательное право; Информационные технологии в образовании; Основы математической обработки информации; Естественнонаучная картина мира; Системы поиска и обработки информации; Основы системного анализа; Эстетика и дизайн; Основы экологической культуры; Психология; Педагогика; Возрастная анатомия, физиология и гигиена; Основы медицинских знаний и здорового образа жизни; Безопасность жизнедеятельности; Методика обучения предметам; Педагогическая психология; Практикум по подготовке к летней работе с детьми; Технические и аудиовизуальные средства обучения; Современные средства оценивания результатов обучения; Педагогические технологии; Проектирование технологии обучения; Основы творчества и проектной деятельности; Методология образования; Технология профессионального самообразования; Управление образовательными системами; Введение в профессионально-педагогическую специальность; Проектирование средств обучения; Математика; Физика; Химия; Математическая логика; Учебная материальная база предметного обучения; Прикладная механика; Машиноведение; Технология обработки материалов; Технологии современного производства; Электрорадиотехника и электроника; Графика; Основы предпринимательства; Технологический практикум; Проектирование технологии изготовления изделий; Информатика; Программирование; Компьютерный практикум; Компьютерные коммуникации и сети; Мультимедиа; Технология создания Web-страниц; Системы автоматизированного проектирования; Базы данных; Педагогические программные средства; Методика внеклассной работы в системе дополнительного образования; Инновационные технологии в образовании; Методика профессионального самоопределения; Маркетинг в образовании; Моделирование и конструирование технических систем; Моделирование и конструирование декоративно-прикладных изделий; Автомобиль; Кулинария; Технологии предпринимательства; Технологии домоведения; Мастерская технического творчества; Мастерская декоративно-прикладного творчества; Творческая мультимедийная мастерская; Творческая мастерская программирования; Технологии мультимедиа; Технологии программирования; Ремонт и модернизация персональных компьютеров; Основы искусственного интеллекта; Компьютерное моделирование; Основы компьютерной безопасности; Физическая культура; Учебная практика; Педагогическая практика; Производственно-педагогическая практика; Преддипломная практика; Научно-исследовательская работа; Итоговый государственный экзамен; Защита выпускной квалификационной работы
Практика
Базами практики является организации, заключившие с ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» соответствующие договора, а именно: МОУ СОШ №31, 68, 74, 52, 83, 5, 66, 59. Так же студент может по доверенности после оформления соответствующего договора самостоятельно выбрать место практики.
Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях
Студенты могут участвовать и участвуют в: Международном конкурсе "Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования" (г. Санкт-Петербург), Конкурсе на лучшую выпускную квалификационную работу студентов вузов России, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» (г. Екатеринбург), Всероссийской Студенческой Олимпиаде по специальности «Профессиональное обучение» (г. Челябинск), а также в различных конкурсах на получение грантов на обучение и стажировки в зарубежных университетах (информация на сайте кафедры теории и методики технологического и профессионального образования: www.tmtpo.ru в разделе «Конкурсы»).
Международное сотрудничество
Заключен договор о творческом сотрудничестве с УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина» в лице ректора В. В. Валетова (Республика Беларусь).
Кадровое обеспечение учебного процесса
В настоящее время по кафедре трудятся 13 штатных преподавателей, из общего числа которых 7 имеют степень кандидата наук и 1 — докторскую степень.
Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для обеспечения высокого качества подготовки созданы специализированные лаборатории, кабинеты, учебные классы, мастерские разнообразной информационно-технологической направленности. Создан вычислительный комплекс с учебными классами для обучения студентов и работы преподавателей, связанный с сетью Internet, лаборатория современных информационно-технологических средств, лаборатории электрорадиотехники, общетехнических дисциплин, обработки материалов, комплекс мастерских, обеспечивающих практическую подготовку будущего учителя. Cформировано направление декоративно-прикладного творчества. Введена в эксплуатацию новейшая мультимедийная лаборатория (3 корпус, 204 ауд.). Введенная в строй мультимедийная лаборатория отвечает требованиям ГОС ВПО, требованиям работодателей и позволяет проводить теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение в области мультимедиа, информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий. Мультимедийная лаборатория оснащена:
- двухядерными компьютерами класса Pentium с комплектом телефонных гарнитур и выходом в Internet;
- интерактивной доской на базе приставки eBeam с акустической системой и магнитно-маркерной доской;
- принтером, копиром, сканером.
2 учебные аудитории, в которых проходят лекционные и практические занятия, оснащены интерактивными досками.
Сотрудничество с научными учреждениями
- учебно-методическое объединение по технологическому образованию учебно-методического объединения вузов по педагогическому образованию (г. Москва)
- АНО Региональный научно-технологический парк «Удмуртия»
- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию (МИСиС, Москва)
Достижения студентов и выпускников
- защита кандидатской диссертации: Причинин А.Е., Титов А.В. (выпускники)
- Решением Экспертной комиссии Международного конкурса "Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования — 2010" проект «Церковь», представленный Удмуртским госуниверситетом (УдГУ) от кафедры ТМТПО, вошел в число лауреатов и победителей конкурса.
- 2 место в номинации «Студенты» занял студент специальности «Технология и предпринимательство» на республиканском конкурсе «Молодой изобретатель Удмуртской Республики» 2010.
- Учебно-методическое пособие преподавателей кафедры ТМТПО (Галашев В.А., Причинин А.Е. (выпускник) Защита прав интеллектуальной собственности) стало победителем в конкурсе "Лучшие учебно-методические издания УдГУ — 2010".
- Конкурс на лучшую выпускную квалификационную работу студентов вузов России, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» (2011):
- выпускная квалификационная работа Иванова С.П. заняла почётное 2 место
- Диплом лауреата конкурса «За практическую значимость проекта» получила выпускная квалификационная работа Батыревой С.С.
- Причинин А.Е. (выпусник) — Дипломант 7 Всероссийского конкурса авторских программ по дополнительному образованию, 2006 г.; Победитель Республиканского конкурса «Педагог года Удмуртии — 2007» в номинации «Педагог дополнительного образования», 2007 г.
Возможности продолжения образования
Желающие заняться научной работой в дальнейшем могут продолжить образование в магистратуре по педагогическому образованию (профиль "Инновационное педагогическое образование), профессиональному обучению (профиль «Инновационное профессиональное образование) и в аспирантуре (педагогика и психология).
Виды профессиональной деятельности
Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-исследовательская.
Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
в области научно-исследовательской деятельности:
- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;
- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
- готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
- готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
- готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
- способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);
в области педагогической деятельности:
- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);
- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» (ПК-7);
- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);
в области культурно-просветительской деятельности:
- способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);
- способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
в области научно-исследовательской деятельности:
- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);
- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
Трудоустройство
Выпускники направления подготовки «Педагогическое образование» по совмещенным профилям «Технология» и «Информатика» могут работать в:
- образовательных учреждениях всех уровней — школа, система дополнительного образования, училище, техникум, ВУЗ (педагог, преподаватель, преподаватель специальных дисциплин, мастер производственного обучения, менеджер образования — в органах управления образованием),
- области IT-технологий (программист, системный администратор, разработчик мультимедийных продуктов),
- предпринимательской сфере (знания, полученные во время учебы, дают возможность самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли — торговля, производство и услуги, создание и продвижение современных IT- продуктов),
- производственной сфере (технологом, мастером, конструктором, инженером),
- финансово-экономической (банковской и консалтинговой) отраслях.
Контакты:
г. Ижевск, ул. Университетская 1, корпус 3, кабинет 205,
телефон: 8 (3412) 52–60–72,
e-mail: tmtpo@yandex.ru, www.tmtpo.ru