СлабовидящимСлабовидящим

Магистратура: образовательная программа «Дидактика межкультурной коммуникации»

DOCПрограмма и правила проведения вступительных испытаний - 2015

Процесс интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство, расширение международных связей правомерно актуализируют вопросы формирования адекватного отношения студентов-бакалавров / магистров к миру во всём его культурном и языковом многообразии, в том числе к родной культуре как неотъемлемой части этого сообщества. Глобализация образования — это процесс, призванный расширять возможности познания мира, находящегося за пределами собственной страны, позволяющий понять механизмы взаимодействия с другими странами, а также научиться смотреть на будущую профессиональную деятельность глазами других народов. Современная профессиональная деятельность учителя иностранного языка невозможна без знания дидактики межкультурной коммуникации, основывающейся на знании культуры народов мира и их исторических связей, способности учитывать сходства и различия в системах ценностей и интересов разных народов.

Основная цель программы «Дидактика межкультурной коммуникации» — подготовка специалиста в условиях магистратуры, владеющего компетенциями продуктивного межкультурного взаимодействия, способного организовать дидактическую среду со-изучения языковых и культурных систем, повышая тем самым качество образовательной среды дошкольного, школьного, вузовского образования и конструируя позитивные межнациональные взаимоотношения в регионе.

Степень (квалификация) — магистр.

Срок обучения — 2 года.

Задачи подготовки по программе:

  • разработка концепции иноязычной и межкультурной подготовки населения УР в условиях непрерывной системы образования;
  • определение ключевых компетенций в составе коммуникативной межкультурной компетенции как результативно-целевой основы межкультурного образования;
  • определение содержания модулей межкультурной дидактики с учётом индивидуальной траектории выбора учебных дисциплин;
  • разработка и внедрение современных наукоёмких и практико-ориентированных технологий, обеспечивающих качество и престиж иноязычного межкультурного образования;
  • овладение студентами технологией кредитно-модульной системы, предполагающей умение осуществлять целеполагание, планирование, мониторинг и оценку результатов межкультурного образования личности.

Данная образовательная программа выстроена с учетом требований и запросов всех потребителей образовательных услуг — министерства образования и науки УР, министерства национальной политики УР, других ведомств по национальной политике и эмиграции, дошкольных образовательных учреждений, школ, вузов, учреждений дополнительного образования, институтов переподготовки педагогических кадров.

По магистерской программе «Дидактика межкультурной коммуникации» могут обучаться бакалавры и магистры по направлению 031000 — филология, 035700 — Лингвистика.

Описание основной образовательной программы

ООП «Дидактика межкультурной коммуникации» построена в соответствии с такими принципами, как принципы гуманизации, фундаментализации, опережающего и непрерывного образования, а также принципов компетентностного подхода.

Согласно направлению и профилю подготовки, дисциплины ООП сгруппированы в три блока.

Оценка качества освоения данной образовательной программы осуществляется:

Оценка качества магистерской программы должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Все дисциплины ООП предусматривают использование активных форм обучения, особенно дискуссионные, ролевые и игровые методы, проектные технологии, тренинги, анализ конкретных ситуаций.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Руководство ООП «Дидактика межкультурной коммуникации» осуществляется:

  • Утехина А.Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры немецкой филологии Удмуртского государственного университета, автор концепции повышения качества иноязычного образования в Удмуртской Республике, автор 110 научных и учебно-методических трудов в области обучения иностранным языкам в вузе, руководитель научной школы «Языковое и межкультурное образование и воспитание в полиэтническом республике», объединяющей исследовательские проекты магистров и аспирантов по направлению 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08.

В процессе реализации задействован компетентный профессорско-преподавательский состав:

  • 4 докторов наук,
  • 11 кандидатов наук.

Всего — 15 человек.

Следовательно, ученые степени или звания имеют 100% преподавателей программы. 35% от общего числа — доктора наук, профессора.

  • Все преподаватели имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин.
  • Кроме этого, почти все являются членами Научно-образовательного центра «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве».
  • Участвуют в исследовательских (творческие) проектах, имеют публикации в отечественных научных журналах, а также зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю.
  • Регулярно проходят повышение квалификации.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

  • В распоряжении ИИЯЛ находятся 15 аудиторий, расположенных на одном этаже и предназначенных как для небольших групп (до 8–10 человек), так и для большой аудитории (до 80 человек).
  • Целый ряд аудиторий снабжен проекторами и экранами для удобства представления материала.
  • В ИИЯЛ имеется два компьютерных класса с постоянным доступом и выходом в Интернет — на 11 и 8 мест соответственно. Студенты ИИЯЛ в любое время могут выходить в интернет.
  • Особо отметить необходимо недавно открытый на базе ИИЯЛ учебно-методический центр «УдГУ-Лингва». В рамках центра регулярно проводятся разнообразные мероприятия, выставки, круглые столы, киноклубы и т.д. Центр располагает собственной библиотекой на иностранных языках, а также собранием художественных фильмов на иностранных языках. Подробную информацию о деятельности центра можно узнать здесь.

Практика

Согласно ФГОС ВПО магистранты проходят научно-исследовательскую практику в III семестре обучения. Практика длится 5 недель (270 ч., трудоемкость 7,5 з.ед.). В соответствии с требования стандарта и спецификой профиля подготовки, магистранты проходят организационно-управленческую практику, включающую элементы проектной и педагогической деятельности.

Базой практики является:

  • Институт иностранных языков и литературы, УдГУ;
  • Учебно-методический центр «УдГУ-Лингва»;
  • Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (УИИЯЛ УрО РАН);
  • Государственное учреждение УР «Дом дружбы народов».

Цель практики: систематизация и углубление теоретических знаний, а также приобретение практических навыков и профессиональных компетенций в области менеджмента в иноязычной и межкультурной коммуникации.

Задачи практики:

  • закрепление на практике теоретических знаний в сфере проектирования содержания межкультурного образования;
  • совершенствование навыков организации научных, образовательных, просветительских мероприятий в образовательных заведениях;
  • совершенствование творческого подхода к организации деятельности;
  • развитие навыков работы в коллективе и руководства им.

В ходе практики магистранты выполняют следующие виды деятельности:

  • Проектирование, конструирование, моделирование структуры и содержания образовательного процесса в области лингводидактики: разработка образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов (дисциплин) и их методического обеспечения;
  • Разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе, а также проектов в области пропаганды лингвистических и лингводидактических знаний;
  • Разработка книгоиздательских проектов;
  • Разработка лингвистических и лингводидактических проектов в рамках грантовой деятельности;
  • Организация и проведений семинаров, научных дискуссий и конференций.

Виды профессиональной деятельности

В результате освоения ООП «Дидактика межкультурной коммуникации», магистры будут владеть всеми общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГБОУ ВПО по направлению «Лингвистика», а самое главное сможет применить эти компетенции в процессе перечисленных видов деятельности:

  • научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
  • педагогическая в системе среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • проектная деятельность в образовательных учреждениях, в социально-педагогической, сферах;
  • организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.

Прошедшие магистерскую подготовку по названной программе смогут в дальнейшем обучаться в УдГУ и других университетах Российской Федерации в аспирантуре по следующим научным направлениям:

  • 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования;
  • 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки);
  • 13.00.08 — теория и методика профессионального образования.

Места трудоустройства:

  • сфера непрерывного образования (детский сад, школа, ссузы, вузы) (преподаватель, научный консультант);
  • сферы деятельности, связанные с государственной службой (менеджер межкультурных проектов);
  • маркетинговые службы;
  • сфера образовательных услуг (консультанты, проектные менеджеры).

Контактная информация:

426034, Удмуртская республика, Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.2, к. 316.
Тел.: (3412) 916–179, (3412) 916–173, (3412) 68–32–54
Электронная почта: inyaz@udsu.ru, polyglot@bk.ru